[Могилев] [Мелихово] [Дулёво] [Москва] [Владимир] [Коломна]new! [Новосибирск] [Серпухов] [Зарайск] [Мураново]new!
Новосибирск
Навстречу солнцу... в Сибирь
19 - 28 сентября, 2018 г.
В Сибирь, в Сибирь... Наконец-то сбылась моя мечта: идём по перрону, в свете
тусклых фонарей, к своему вагону. У вагона нас встречают проводницы в форменной
одежде. Почему-то вспомнился фильм "Бангкок - Хилтон". Наверное, форма девушек
вызвала такую ассоциацию, и на душе стало тревожно. Но как только зашли в вагон,
это мимолётное чувство улетучилось. Сразу нас приятно удивил сервис.
Всё идеально чисто, на столике пакеты с едой для перекуса, что было очень
кстати: ведь уже поздний вечер. Тут и шоколад, и булочки, и пакетики с чаем,
вода. На посадочных местах - свежая пресса, наборы с тапочками, зубной
пастой, зубной щёткой, расчёской, салфетками, мылом, даже имелась губка для
чистки обуви. Бельё постельное белоснежное, а подушки и одеяла современные,
очень мягкие и удобные. Сравнивая
свои путешествия на поезде в советское время, мягко говоря, с неприхотливым сервисом, мы были в восторге. Вот также, с Ярославского вокзала, я уезжала в
далёкие, неведомые, края по распределению после института 40 лет назад! В
течение 3-х лет, что я работала учителем в Новосибирской области, совершила
таких поездок 12. И в отпуск, и на зимние каникулы приезжала домой. Это
были замечательные годы. Говорят, что нельзя возвращаться туда, где было хорошо,
так уже не будет. Но мы ехали не в село, где работали, там уж многих нет:
разлетелись по свету, а в Новосибирск. Здесь нас ждали встречи с друзьями
мужа и с родственниками... И вот
наступили долгожданные минуты - время отправления. Этот миг и волнительный, и
радостный - просто драйв! Навстречу солнцу... и в прямом, и в переносном
смысле. Ночью было холодновато, может быть, потому, что
кондиционер работал в полную силу. А я приболела перед поездкой. Даже стоял вопрос о сдаче билетов. Но всё-таки поехали! Утро встретило солнцем. Настроение
было отличное. Пейзаж за окном однообразен: какие-то чахлые берёзки тянутся
лесополосой вдоль путей. Иногда целые острова обломанных белых стволов
проплывали за окном поезда. Мы с мужем одновременно подумали: "Как кладбище!"
Совсем близко у путей, и очень редко, встречаются заброшенные дома с чёрными
провалами окон. Дома как деревянные, так и кирпичные. Что за берёзками -
неизвестно. Иногда мелькали луга и поля, совсем необработанные. Местность
болотистая и потому, наверное, земля
не пригодна для обработки. И такой пейзаж почти все 3000 км. "Лесная пустыня", - как
сказал бы Д. О. Кервуд. А я в прежние
годы другим маршрутом ездила (с Казанского вокзала), где пейзажи были совсем
иные. Но в середине
дня полюбовались рекой Вяткой. Обмелела из-за жары, но очень витиеваты намывы из
песка. Несмотря ни на что, скучно нам не было. В купе имелся телевизор (видео),
но не возникло ни малейшего желания им воспользоваться. Современное путешествие
не сравнить с прежними. Гаджеты выручают. Мы наслаждались музыкой, просматривали
соцсети. Так здорово, что фото можно сразу отправить по
WhatsApp. В купе приносили еду. Биотулеты в современном дизайне всегда
были чистыми, гигиенические принадлежности в полном ассортименте (можно было и
не брать с собой, но перед поездкой я начиталась разных отзывов, поэтому, на
всякий случай запаслись всем). На второй день за окном уже появилась какая-то
жизнь. Мечтали об Урале, но проехали ночью. К сожалению, даже вокзалы были вне
доступа. Или поезд где-то далеко на стоянках стоял, или обзор закрывали другие
поезда. Но кое-где фото удалось сделать. Немного пугало то, что прибываем в Новосибирск в середине ночи по
местному времени, в 2.07. Друзья обещали встретить и не подвели. Заселились мы
утром в гостиницу "Набережная". Очень хороший номер. А внизу был стрелковый
клуб, где кормили потрясающе вкусно, да и порции были огромные, на мой взгляд.
Ни у родственников, ни у друзей мы не хотели оставаться, всё-таки возраст не
студенческий, и лучше быть независимыми и не доставлять никому хлопот. Моя цель
была найти родственников по папиной линии. В первый же день мы с другом на
его машине поехали по адресу
в посёлок за ГЭС. Мы бывали там в гостях в 1981 году и в 1989 году. Почему
я тогда не расспросила о своём деде - не знаю. Нашли нужный нам адрес, только
уже никто не живёт. Пока ехали по каким-то пыльным улицам, деревенским, группки
людей провожали нас вопрошающими взглядами. Видно "чужие здесь не ходят". В
каждом доме за забором огромные собаки, и не по одной. Все лают: страшно. Ничего
подобного я не припомню, когда приезжала в гости, - ездила на автобусе, ходила
пешком. Сейчас я бы не решилась. Конечно, я была разочарована. Вернулись на ГЭС погулять по набережной вдоль Обского моря (водохранилища).
Я от этой
прогулки была просто в восторге, несмотря на осеннюю прохладу. Волны с шумом
бились о берег, вода изумрудного цвета, яркое солнце - так захотелось упасть в
объятия волн. Затем заехали в деревню Огурцово, уже на берегу Оби. Лодки,
рыбаки... и золотые осенние берега. Очень красиво! Вечером собрались на встречу друзей мужа, однокурсников. В этом
году многие отметили свои юбилеи. Здесь
неожиданно обнаружился истукан, которого муж вырезал по тувинским мотивам в
геологической экспедиции. Друг хранил почти 40 лет, что очень растрогало.
Встреча продолжилась и на следующий день за городом. Так здорово собраться
вместе, вспоминать юность, петь песни под гитару.
Но нам предстояло ещё посетить много знаковых мест. В первую очередь мы поехали
в музей Рериха. Ещё дома я решила, что обязательно там побываем. В 1989 году мы
были в Галерее Рериха - осталось очень хорошее впечатление. А сейчас в музее
посмотрели документальный фильм о семье Рерихов, прослушали экскурсию. Очень
познавательно. Само здание тоже интересно. Фасад украшает арка "Колокол Мира".
Это сооружение - единственное в Российской Федерации. А первый "Колокол Мира"
был установлен в Нью-Йорке в 1954 году. Во внутреннем дворике стены здания
украшают витражи по мотивам картин Н. Рериха. Это потрясающее синеее небо,
сине-голубые горы, укрытые ослепительно белым снегом, притягивают и дарят
какое-то возвышенное настроение...
Потом поехали в Академгородок в физматшколу, которую муж закончил в 1975 году. Свои двери она распахнула в 1963 году. Это была первая физматшкола для одарённых детей в Советском Союзе, созданная благодаря усилиям
академика М.А. Лаврентьева. Конечно, за 43 года всё кардинально изменилось. Но
на стенах по-прежнему тот
же гимн фымышат, та же клятва, что в далёкие советские годы. Зашли в школьный
музей, посмотрели фотоархив. Напротив здания школы растут кедры. Три дерева
посажены американским астронавтом Армстронгом. Узнали этот факт из разговора с
девчонками, которые сидели на скамейке и что-то доказывали из математики. Как
сказал мой муж: " Представляешь, они здесь все умные, хотя на вид обычные."
Потом обнаружили и камень с надписью об Армстронге. Академгородок - это лес,
куда ни кинь взор. Где-то за деревьями прячутся здания, а между ними целые рощи.
По улице идёшь: с одной стороны - здания, с другой- лес. На самом деле там за
деревьями кипит жизнь. От ФМШ дошли до нового здания Новосибирского
Государственного университета. Всё в этом городке научное, даже скамейка перед
НГУ.
На следующий день прогулялись по городской набережной. День выдался пасмурным и
даже холодноватым, но это не испортило нам настроения. Из окна нашей гостиницы
виден был Октябрьский (Коммунальный) мост. Накануне проезжая по нему через Обь,
любовались потрясающим видом на реку с судами. Жаль, на мосту останавливаться нельзя.
Думала, что с набережной поднимемся на мост, пройдём по нему. Но нет, пока
гуляли по набережной, устали. Да и наверху совсем холодно. А вообще-то с
погодой повезло, было тепло для сибирской осени. У нашей гостиницы ещё
благоухали розы... в сентябре, в Сибири. С набережной виден не один мост. Кажется их там
множество. Сама набережная в процессе реставрации. Когда вернулись домой, спустя
какое-то время по телевизору показывали официальное открытие Михайловской
набережной. Мы начали своё знакомство с ней от памятника Александру
III. Именно он повелел строить Транссибирскую
магистраль. За памятником находится пролёт старого железнодорожного моста,
который начали строить в 1893 году. С
него и начался город Новосибирск (прежде Ново-Николаевск). Теперь это третий по
численности город в России и самый молодой город миллионер. Сейчас рядом с
сохранённым пролётом старого построен новый железнодорожный
мост. От него мы дошли до Октябрьского (Коммунального) моста, построенного в
1955 году. Знаменит тем, что военный лётчик Валентин Привалов пролетел под ним
на расстоянии одного метра от воды. Далее, почти рядом, самый длинный
в мире метромост. А ещё дальше виднелся вантовый Бугринский мост. Но пора было возвращаться
в гостиницу. Предстояла встреча с двоюродной сестрой мужа. Я впервые с ней
встретилась, хотя, кажется, всегда была знакома. И в этом заслуга
"Одноклассников". Как будто сошла со своей страницы, красивая и обаятельная.
Проговорили до вечера. Каждый день был насыщен, но времени всё-таки не
хватило на всё. В последний день поехали в центр, на Красный проспект. И здесь
глобальные изменения. Муж узнал только одно место. Мы, в первую очередь,
побродили вокруг театра оперы и балета. Даже я помню, что в 1989 году выглядело
всё иначе. Сейчас очень красиво, особенно, в осенний день, который выдался
солнечным. Новосибирский академический театр оперы и балета был основан в 1954
году. Здание же сооружалось с 1931 года по 1941 год и представляет собой
уникальный архитектурный комплекс. Имеет статус культурного наследия Российской
Федерации. Отсюда мы прогулялись до театра
"Глобус". Это оригинальное здание, стилизованное под парусное судно. Оно было
построено в 1984 году для молодёжного театра "Глобус". В театре
хранится символический ключ от здания, а под фундаментом - капсула с посланием
будущим поколениям. Мы встречали уже в городе подобные сооружения современного
дизайна. Далее прошли к памятнику "Сибирские просторы". Соболя - символ как
Новосибирска, так и Сибири в целом. Зверьки грациозны и держат в лапах полусферу
в форме купола Новосибирского театра оперы и балета. На фундаменте сооружения
указаны стороны света и названия сибирских городов. Памятник подчёркивает
значение Новосибирска как столичного города для Сибири. Город поразил обилием автомобилей, может быть потому, что множество
стоянок повсюду. А ещё меня очень пугали пешеходные переходы, которые как-то
замысловато пересекают улицы, зигзагами, с островками. Нужно быстро и
внимательно перейти, а вернее, перебежать с одной стороны на другую.
Автомобилисты не дожидаются зелёного цвета и начинают движение, когда пешеходы
ещё на зебре. У нас такого нет, возможно, я бываю только в местных уездных
городах, где жизнь тише. А в основном, те же вывески, та же реклама. В торговом
центре "Мегас", рядом с гостиницей, ассортимент тот же, что и дома: и
продукты, и "химия", т. д. Это очень удивило меня. Ходишь по ТЦ и как будто дома, а не
за 3000 км от него.
В этот же день мы уезжали домой. Приехали заранее и смогли
полюбоваться вокзалом. Очень красивы отдельные уголки во внутреннем дворике,
даже ещё шумит фонтан. Конечно, осмотрели знаменитое здание железнодорожного вокзала - визитной карточки города.
Построен он в 1939 году в стиле ампир, который ещё раз подчёркивал
монументальность сталинской эпохи. Сейчас площадь перед вокзалом пешеходная. А
когда я приехала в 1978 году в Новосибирск, то общественный транспорт
останавливался рядом с вокзалом. Так мне кажется, но могу и ошибаться. И вот
снова наш "Томич". Уютное купе, приветливые проводницы, заботливый начальник
поезда, интересующийся проблемами, если бы таковые нашлись. Под музыку Дидули
"Путь домой" мы уезжали из Сибири. На обратном пути нам посчастливилось днём
проезжать Урал. Красота! Вдоль рек, окаймлённых лесом и горами вдалеке, под
мерный стук колёс, мы приближались к дому. И даже лицезрели великую Волгу в
Нижнем Новгороде. Сама поездка в поезде - уже отдых.
Наше блиц-турне заканчивалось. Поезд пришёл минута в минуту по расписанию. И это
ещё одна приятная примета сегодняшнего времени. А Москва встретила промозглым холодом и дождём.
Но нас согревали солнечные воспоминания о Сибири.
"Широка страна моя родная..."
Мелькают за окном поезда города, станции, полустанки,
реки... Встречаются паровозы: у железнодорожников всегда найдётся в запасе
паровозик, который украсит станцию и придаст ей исторический колорит.
Какие-то виды сняты из поезда по пути в Новосибирск, а какие-то на обратном
пути. Но фото я разместила в географическом порядке в направлении из Москвы в
Новосибирск.
Наше купе. | Гигиенический набор. | Нижний Новгород. | Волга. | Шахунья. | Река Вятка. | Река Вятка. | Кунгур. |
Екатеринбург. | Тюмень. | Ишим. | Называевская. | Старый чёрный паровоз. |
Река Иртыш. | Омск. | Новосибирск. |
Новосибирск