Главная

[Могилев]   [Мелихово]    [Дулёво]  [Москва]   [Владимир]  [Коломна]new!  [Новосибирск]   [Серпухов]    [Зарайск [Мураново]new!

                                                                                                                 Дивный город Коломна
                                                                                                                                30 мая 2018 г.


Удивительное рядом! Не так и далеко от нас этот древний город, поражающий и своим кремлём, и большим количеством достопримечательностей, и небольшими, но интересными музеями. Мы в третий раз отправились за новыми впечатлениями в Коломну. Целью сегодняшнего посещения стал музей мыла. Рядом с Пятницкими воротами и располагается музей-лавка "Торговля мылом Г. И. Суранова". Очень привлекательный фасадик... Внутри - витрины с красиво упакованным мылом. Подумаешь мыло! Но нет, сколько нового и неожиданного мы узнали и о мыле, и о парфюмерии! И вот уже девушка-экскурсовод в наряде 19 века  приглашает нас подняться на второй этаж. Нельзя было не остановиться у чугунной винтовой лестницы, ведущей в мансарду. Она столь узка, что трудно себе представить, как по ней ходили купцы, приказчики, - совсем не худенькие! А дамам в их платьях и вовсе был путь заказан. Я примостилась всё же на первой ступеньке, чтобы сфотографироваться - еле уместилась. На второй этаж мы поднялись по широкой лестнице. И вот перед нами небольшая комната с окном в виде полумесяца, достаточно светлая. Можно присесть и на кресла, и на диван и слушать рассказ экскурсовода. Купец Г. И. Суранов открыл  в Коломне в конце 19-ого века заводик мыловаренья. Мыло делал качественное, но без изысков. Из Москвы поставлял и дорогое мыло в Коломну. В то время такое средство гигиены было доступно только богатым людям, а простой народ пользовался золой, щёлоком и для умывания, и для стирки. Но всё меняется. Парфюмер Генрих Брокар, француз, приехал в Москву и в 1864 году открыл предприятие по производству парфюмированного мыла. Именно он стал выпускать мыло "Народное" по 1 копейке. Эту удачную идею ему подсказала жена Шарлотта. Теперь мыло стало доступным товаром даже для крестьян, а цена дорогого мыла доходила до 30 копеек. Также он выпускает мыло в виде фруктов, овощей, зверушек для детей, приучая их к гигиене. Мы наглядно увидели подобное мыло. Меня покорило мыло  - зелёный огурчик. И после экскурсии я прикупила себе таких мыльных огурчиков. Всё тот же Брокар выпускает детское мыло, на кусочках которого изображена какая-нибудь буква. Вот и азбуку можно изучать, собирая такую душистую коллекцию. В стеклянной витрине красуется флакон духов "Персидская сирень". Эти духи Генрих Брокар создаёт в честь 25-летия  совместной жизни с женой Шарлоттой. Уникальность флакона в том, что он ни разу не открывался. И как сказала наш экскурсовод, что никто и не рискнёт его открыть: ведь срок службы духов составлял в то время всего 1,5 месяца. Ценность для коллекционеров представляет только флакон, ему 120 лет! Здесь ещё несколько стеклянных флаконов, найденных непосредственно при строительных работах, на которых видны надписи, в частности, "Брокаръ". А теперь самое неожиданное. Кто же не знает о духах "Шанель № 5"? Но легендарные духи имеют отношение и к России. Их автор Эрнест Бо, по происхождению француз, родившийся в России. Он начинает работать на фабрике Альфонса Ралле, тоже француза, открывшего первую парфюмерную фабрику в 1843 году в России. Здесь выпускается и мыло, и духи, и помада, и пудра. Сырьё поставлялось из Франции и Италии. С 1855 года компания Ралле - поставщик Двора Его Императорского Величества. Эрнест Бо творчески подходит к своей работе на фабрике. Он изыскивает ароматы химических продуктов, не используя те, которыми пользовались другие парфюмеры. После революции он эмигрировал во Францию. Но в 1918 г. в качестве французского офицера оказался в составе союзной миссии на русском Севере: Архангельске, Мурманске. Запах северных озёр его так пленил, что он сохранил их ароматы в памяти. А уже в 1920 году, работая у Коко Шанель, создаёт свой неповторимый аромат на основе запомнившихся северных запахов. Поскольку Коко выбирает образец под номером 5, то духи так и стали называться "Шанель № 5". Первые 100 флаконов  она дарит своим светским знакомым. Это был своего рода рекламный шаг. И когда духи поступили в продажу, ажиотаж был небывалый. И ещё один экспонат - такие узнаваемые, уже наши легендарные духи, " Красная Москва". Ностальгически захотелось подушиться этими духами. Одно время советские женщины только и пользовались этим ароматом. И в каждом доме можно было найти красный флакончик. Их история создания ведёт снова к Брокару. К 300-летию дома Романовых парфюмер создаёт  "Любимые духи императрицы" для Марии Фёдоровны. В советское время изменили несколько ноток в составе и назвали духи "Красная Москва". Фабрику Брокара переименовали в фабрику "Новая заря", а фабрику Ралле - в фабрику "Свобода". К 300-летию дома Романовых создаётся печенье "Юбилейное". Все мы знаем его вкус. А изготавливается  опять же на фабрике француза Адольфа Сиу, который занимался парфюмерией, но попутно открыл и кондитерскую. Теперь же его кондитерская фабрика - это всем известная фабрика "Большевик". А сколько интересных вещиц в зале.  Дамский туалетный столик с настоящим маникюрным набором немецкого производства того времени. На столике непонятный предмет - оказалось для расправления пальчиков у перчаток. Ещё один туалетный столик, мужской. Я вначале и внимания-то не обратила на него. Но мужчины проводили по нескольку часов у него, всячески ухаживая за своими усами. Помните, как у Пушкина про Онегина: "Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил..." Усы оборачивали даже веленевой бумагой, завязывая на голове, чтобы они были мягкими и сохраняли форму. А какие замечательные дорожные аптечки были в форме портсигара. После осмотра всех экспонатов мы спустились в подвал, где упаковывали мыло. Экскурсовод показала нам мастер-класс. Мыло упаковывали в газетный листочек, в основном дети, получая в награду кусочек мыла. И мы тоже в подарок от музея получили по кусочку мыла, которое сами и упаковали. Такую познавательную экскурсию нам провела Ирина Евгеньевна Культина.

 

Музей-лавка
"Торговля мылом 
Г. И. Суранова"
Пятницкие ворота. Витрина мыла
для продажи.
Винтовая
лестница.
Окно. Мыло в обёртках
19-го века.
Умывальник
по-европейски.
Мыло -
провансальский
огурчик.
Мыло в виде
фруктов.
Предмет для
расправления
пальчиков
у перчаток.
Дорожная
аптечка.
Старинные
флаконы.
Флакон
с оттиском
"Брокар".
Флакон
"Персидская сирень".
Дамский
туалетный
столик.
Мужской
туалетный
столик.
Подвал, где
упаковывали
мыло.
Подвал.
Компоненты для
приготовления
мыла.
Мастер-класс
с экскурсоводом.
Упакованнное мыло. Упаковка мыла. Наклейка
на мыле.
Настоящий
старинный
винтажный туалет.


                                                                                            3 апреля 2021 г.

И снова в Коломну... за новыми впечатлениями! День выдался солнечный и даже тёплый для этого времени года. Мы на экскурсии в Кондитерской кухмейстера П. П. Шведова возле Пятницких ворот. Открылась она в 1875 году. Реконструированный цех 19-го века предстаёт в белом цвете, как  и в давние времена. Стены, столы сверкают белизной. За этими столами девушки вручную упаковывали конфеты. В день каждая девушка упаковывала до 1000 конфет. Кондитер работал за высоким мраморным столом. Мраморный стол - это обязательно, так как конфетное тесто остывало быстрее на холодном мраморе. Кондитерами работали в  основном мужчины. Ведь кондитерский нож, которым резали тесто на квадраты, ромбы, прямоугольники, весил 2,5 кг. А уж вафельница и того больше - 5 кг. Мой муж взял её в руки: "Да, тяжёлая."  А ведь в ней ещё должно быть горячее конфетное тесто. Поэтому мужская сила была просто необходима. Вся утварь в музее оригинальная, кроме вальцовочной машины. Её изготовили по чертежам того времени. Машина формировала леденцы. Самым известным изготовителем леденцов на то время был Георг Ландрин. Несмотря на странно звучащую фамилию, совсем не по-русски, он был русским мужиком из Новгородской области, с реки Ландра. Только имя Фёдор сменил на Георг. Как заметил мой муж: "Лучше бы на Теодор. Больше соответствует." Леденцы на палочках так и называются "ландрины". А мелкие леденцы Георг называет монпансье. А помните монпансье в железных красивых баночках, из советского детства? И леденцы вкусные, разноцветные, и упаковка классная. Пустые баночки даже использовали для игры в классики. Знают ли современные девочки такую игру? Упаковки тоже представлены в экспозиции: и коробочки, и баночки. Здесь же в витрине - всевозможные формы дл шоколада. Шоколад был баснословно дорогим, стоил чуть меньше золота. Фольгу тогда ещё не изобрели. Поэтому упаковывали в сусальное золото. Слой был так тонок , что счистить его было невозможно. Ели шоколад вместе с золотом. Мы поучаствовали в мастер-классе по упаковке ангелочков из шоколада. Но сначала покрыли фигурки пищевой золотой пыльцой. Готовые изделия получили в подарок. В заключение - чай с конфетами, которые мы с удовольствием продегустировали. Среди конфеток был постный сахар - очень мне нравится.  И ещё: вся утварь была медной, она окислялась и её лудили. Лудильщики кричали на улице: "Лудим посуду!" И сколько накричали, столько и получали. Отсюда выражение: "лужёное горло".  В музее можно всё потрогать, подержать в руках, сделать фото на память. Экскурсию провела Куликова Евгения Алексеевна. Это было приятное общение, прекрасный диалог. Столько положительных эмоций, впечатлений Спасибо!!!
P. S.  И конечно, купили коробочку конфет (цены кусаются) в подарок, а для себя сахарку постного, изготовленного и в форме цветов, и в форме пчёлок - очень красиво и вкусно.
 

Музейная лавка. Какао-бобы. Леденцы на
 палочках.
Вальцовочная машина
 для фомирования
 леденцов.
Оригинальная
 упаковка для
 леденцов.
Нож для конфетного
 теста.
Шоколадный
 ангелочек.
Вафельница.
   
Форма для
шоколада.
Утварь. Дегустация
 конфет.
Конфеты, упакованные
 в музыкальную шкатулку.
Звучит голос Утёсова.
Конфеты по
старинным рецептам -
 вкусные.
Постный сахар
 в виде пчёлок.
   

 

С хорошим настроением мы торопимся на другую экскурсию в музей "Коломенский патефон".Уже подходя к музею, слышишь голос Утёсова. На улице установлен патефон и рядом стульчик. Сиди и наслаждайся музыкой, которая звучит, конечно, из динамиков. Но как будто переносишься в то давнее время благодаря декоративному оформлению местечка возле музея. В самом музее большой зал с раритетными аппаратами. Здесь и шарманка, и фонограф, и граммофоны, и патефоны, и телевизоры с линзой, и более поздняя аппаратура недавнего времени. И всё в рабочем состоянии! Первое, что услышали - это шарманка, но не уличная, а комнатная. Иногда уличным шарманщикам платили деньги не за то, чтобы послушать , а за то, чтобы остановить, когда надоедала. Так появилось выражение : "Завёл опять свою шарманку." Следующий экспонат был фонограф. Изобретён в 1877 году Т. Эдисоном. Когда фонограф демонстрировался во Французской Академии в Париже, профессор-филолог вскочил, схватил инженера за воротник и стал душить. Этот профессор так и не поверил экспертам, сказав: "Разве возможно допустить, что презренный металл в состоянии воспроизвести благородный голос человека!" Когда фонограф демонстрировался в России, хозяин "говорящей механической бестии" был привлечён к суду и приговорён к трём месяцам тюрьмы и большому денежному штрафу за "мошенничество". Прогрессивные идеи очень часто принимали в штыки. Но фонографы  всё-таки приобрели мировую популярность. Дальнейшим их развитием стали граммофоны и патефоны. Мы снова послушали давние записи, конечно, скрипучие, но знакомые по старым фильмам. И не только на русском языке, но и на немецком какая-то песенка прозвучала. Граммофоны были разные, даже для пляжа, для пикника и совсем маленькие, для детей.  А переносной версией граммофона стал патефон. Устройство находилось в чемоданчике. "Дипломат" по виду, говоря современным языком. Название происходило от фирмы-производителя: "Патэ". И в Коломне, в 1933 году, открывается Коломенский патефонный завод. В СССР - самый крупный завод по производству патефонов  и самый успешный. Коломенские патефоны представляли даже на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Но с началом войны завод эвакуировали, перепрофилировали под военные нужды. Назад он уже не вернулся. Но в те годы, пока патефоны выпускались в Коломне, говорили: "В Коломну со своим патефоном приезжать, что в Тулу - со своим самоваром".

 

У входа в музей. Музей
на 2-м этаже.
Начало
экспозиции.
Фонограф. Граммофоны. Разнообразие
экспонатов.
Граммофоны. Патефоны.
       
Коломенский
патефонный завод.
Телевизор с линзой. Начало экскурсии. В зале музея.